Продавцы стали меньше бояться конкуренции на маркетплейсах
Согласно исследованию, проведенному «Яндекс Маркетом» и аналитическим центром «Позиция» среди 3 тысяч предпринимателей, 36% продавцов выразили опасения по поводу низких продаж на маркетплейсах из-за высокой конкуренции. По сравнению с 2021 годом, когда аналогичный опрос показал 81% таких опасений, текущий показатель снизился в 2,2 раза.
Три года назад основные проблемы продавцов были связаны с отсутствием прозрачности в отчетах о доходах и расходах, а также с высокими комиссиями платформ. На эти факторы жаловались 70% и 69% респондентов соответственно. Однако к 2024 году эти цифры сократились до 22% и 29%.
Кроме того, доля продавцов, которые беспокоились о дополнительных расходах на логистику, уменьшилась с 53% до 42%, а тех, кто опасался отдаленности складов, — с 39% до 20%. При этом 52% участников опроса отметили, что их опасения относительно работы на маркетплейсах оказались необоснованными.
Что изменилось за последние годы? По словам Евгения Шольчева, основателя агентства по продвижению на маркетплейсах «Шольчев», платформы стали более прозрачными в вопросах комиссий, логистики и доходов, а также улучшили качество технической поддержки. Однако, как отмечает генеральный директор сервиса «Мой склад» Аскар Рахимбердиев, условия для продавцов становятся все сложнее. Если несколько лет назад для старта на маркетплейсе достаточно было 100–200 тысяч рублей, то сегодня минимальные вложения составляют 1–2 миллиона рублей.
Согласно данным «Мой склад», темпы роста доходов продавцов замедлились. В 2023 году рост составил 28% в годовом выражении, а в 2024 году — лишь 20%. По предварительным оценкам агентства Data Insight, объем рынка интернет-торговли за прошлый год вырос на 40%, достигнув 11 триллионов рублей, тогда как годом ранее рост составлял 44%.