Отказное письмо для маркетплейсов: когда нужно и как получить
По закону товары в продаже должны быть безопасны для покупателей. Это подтверждается сертификатом или декларацией. Для розницы этих документов достаточно. Но для торговли на маркетплейсах требуется отказное письмо. Без него карточки товара блокируют, а ваш магазин на маркетплейсе могут закрыть. Разбираемся, почему так, и как получить документ.
В чем суть отказного письма
Любая продукция должна быть безопасна для покупателя. Это право установлено Законом о защите прав потребителей.
Безопасность продукции подтверждается одним из двух документов:
- сертификатом соответствия — для его получения в специализированную лабораторию сдают образцы продукции. Также могут проверить процесс производства.
- декларацией соответствия — чтобы ее получить, достаточно сдать пакет документов.
Как получить сертификат и декларацию, можно узнать здесь.
Если для товара не нужен ни один из этих документов, то по закону других документов не требуется. Штрафов от государства за отсутствие отказного письма не предусмотрено. Но отношения между продавцами и маркетплейсом регулярует не только закон, но и оферта. Оферту подписывают все селлеры, до того как начать продажи на маркетплейсе. Поэтому если хотите работать без риска — нужно иметь полный комплект документов.
Когда нужен товарный знак и как его получить, рассказали здесь.
Посмотрим, что говорится по поводу документов на товар в официальных документах Вайлдберриз, Озон и МегаМаркет.
В оферте Вайлдберриз прописано, что в карточке должны быть документы о безопасности. При этом их список открытый, а в конце написано «и т.п.». Вот под этими «т.п.» как раз прячутся отказные письма для Вайлдберриз, которые маркетплейс запрашивает у продавцов. Вот выдержка из п.9.5 оферты:
В оферте Озон формулировки тоже размытые. Упоминаются лишь документы, «подтверждающие соответствие качества товара всем обязательным требованиям»:
При этом в справке Озон недвусмысленно говорится о том, что без документов карточки заблокируют. Здесь указано, что Озон может запросить любые подтверждения безопасности, поэтому для Озон отказное письмо тоже надо получать:
Аналогично в оферте МегаМаркет отказное письмо напрямую не упоминается:
Как выйти на МегаМаркет и почему это выгодно.
Сертификации подлежат одежда, обувь, косметика, детские товары, а отказные письма обычно получают на категории, которые не требуют строгого контроля, например, канцелярию, сувениры или спортинвентарь.
Законодательство в области сертификации постоянно ужесточается, поэтому его нужно регулярно отслеживать в отношении товаров из вашего каталога. Хотя бы один раз в год стоит сверяться с нормативными актами.
Как узнать, какой документ получать на товар:
- Способ первый — простой. Спросить у сертификационного органа. Список аккредитованных органов можно найти на сайте Федеральной службы по аккредитации. Вам сразу скажут, сколько будет стоить услуга.
- Способ второй — бесплатный, но сложный. Самостоятельно прошерстить Технические регламенты и Перечени. Если товара в них нет, то понадобится лишь отказное письмо.
На каком этапе получать отказное письмо
Для торговли на Вайлдберриз и Озон отказное письмо лучше сделать до создания карточки товара, хотя напрямую площадки этого не требуют. Можно сразу не делать, но так вы рискуете. Если у вашего товара будет высокий рейтинг, а покупателя вдруг заинтересуют документы на товар, вы должны будете предоставить за 3 дня. Иначе карточку товара заблокируют. Потом придется нарабатывать рейтинг заново. Бывает, что даже магазин закрывают.
Такое сообщение вам может поступить при отсутствии документов на товар:
Яндекс Маркет не опубликует товар, пока в ней не будет документов. Поэтому до того, как начать торговать удостоверьтесь, что ваши документы полном порядке.
МегаМаркет сразу не требует документы на товар, но предупреждает о том, что могут быть проблемы при их отсутствии.
Как подготовиться к продажам, расскажем дальше.
Как получить отказное письмо
Итак, если вы убедились, что сертификат и декларация вашему товару не нужны, необходимо отказное письмо.
- Если вы покупаете товар у поставщика, то он должен передать вам полный пакет документов, включая отказное письмо. Проверить подлинность полученных документов можно в специальном реестре. К сожалению, у поставщиков не всегда есть документы, особенно когда товары приобретаются на рынке, вроде Садовода в Москве. Иногда обязанность по оформлению ложиться на продавца.
- Если вы изготавливаете товар самостоятельно либо купили его за границей, получить отказное письмо точно нужно вам. Оно понадобится и для ввоза продукции на территорию России.
Как оформить отказное письмо:
- Найти сертификационный орган. Можно выбрать из реестра ФСА. Для удобства в фильтрах слева выберите ваш регион.
- Подготовить документы для отказного письма: реквизиты компании, наименования отдельных товаров или группы с техническим описанием, коды Общероссийского классификатора продукции или Товарной номенклатуры ВЭД, если товар привезли из-за рубежа. Для импортированных товаров — договор с поставщиком или инвойс.
Также вам предложат заполнить заявку и карточку заказчика.
- Оплатить услугу. Оформление отказного письма обходится в среднем в 3000 — 5000 рублей. Сумма зависит от органа и от того, надо ли подбирать ОКП и ТН ВЭД.
- Подождать 2-3 дня.
Что написано в отказном письме для торговли
Единого формата документа не существует. Обычно сертификационный орган оформляет его на официальном бланке.
Образцы отказного письма можно найти на сайтах серторганов. К примеру, оно может выглядеть так:
Сколько действует отказное письмо
Отказное письмо для маркетплейсов оформляется бессрочно, но бывают ситуации, когда его приходится обновлять:
- Изменилось название организации или ИП, на имя которой оно выдано.
- Обновилось законодательство, на соответствие которому проверялась продукция.
Законодательство в области сертификации меняется часто и с каждым годом становится все жестче, поэтому ежегодно стоит сверяться с действующими актами.
Подписывайтесь на нас на других ресурсах:
👉 на VC