Маркетплейсы меняют правила
Автономная некоммерческая организация «Федеральное общество сетевой торговли» (ФОСТ) обратилась к крупнейшим маркетплейсам России – Wildberries, Ozon, Lamoda и «Мегамаркету» – с предложением внедрить невозвратный сервисный сбор или установить минимальную стоимость заказа.
По информации экспертов ФОСТ, до 10% заказов возвращаются покупателями, и все расходы на логистику несут продавцы. Это приводит к тому, что значительная часть товаров перемещается между складами и пунктами выдачи, что создает убытки для предпринимателей.
Данное явление получило название «потребительский экстремизм». В качестве мер противодействия этому ФОСТ предлагает введение невозвратного сервисного сбора, минимальной стоимости заказа, платных возвратов и рейтинга покупателей на маркетплейсах. В организации отметили, что аналогичный сбор уже функционирует на «Яндекс Маркете», а платная доставка доступна во многих интернет-магазинах. Вырученные средства могут быть направлены на улучшение сервисов и расширение услуг.
Что касается реакций маркетплейсов, то в Ozon заявили, что не наблюдают значительного роста возвратов и не планируют внедрять невозвратный сбор. Wildberries также отметили, что случаи потребительского экстремизма не являются массовыми, но фиксируют отдельные обращения партнеров о необоснованных возвратах и анализируют их причины. Введение рейтинга покупателей в Wildberries считают избыточным, но готовы рассмотреть другие предложения. На запрос «Мегамаркета» ответа не поступило.