АВС-анализ
АВС-анализ – это способ разделения ассортимента на три группы по степени важности и «вкладу» в финансовые результаты компании:
- Группа А – товары, которые формируют 80% выручки и имеют наибольшие доли в обороте.
- Группа В — товары, которые составляют 15% выручки.
- Группа С — товары, которые формируют 5% выручки и имеют минимальные доли в обороте.
Для чего нужен этот метод?
Цель анализа – узнать, на каких товарах нужно сосредоточиться, какие товары стоит убрать из ассортимента, над какими ещё поработать, чтобы перевести их в более прибыльную группу.
АВС-анализ позволяет разработать стратегию по работе с ассортиментом:
Товары группы А являются целевыми — на них нужно сосредоточиться, больше производить и закупать, следить за остатками, ценами, отзывами и качеством.
Товары из группы В приносят небольшой, но стабильный доход и расширяют ассортимент. Достаточно закупать таких товаров для покрытия спроса и следить, как изменяется спрос на них.
Товары из группы С не приносят прибыли. Нужно попытаться понять, почему от них низкая отдача. Возможно, от этих позиций стоит отказаться.
Примеры результатов анализа:
- Может выясниться, что 50% товаров приносят 5% от выручки, а усилий на их закупку/продвижение/продажу приложено столько же, сколько на остальную половину товаров. Следовательно, стоит пересмотреть свой ассортимент и подход к управлению им.
- Также для примера может выясниться, что какой-то один товар приносит 30% выручки, соответственно если возникнут проблемы с данным товаром, то мы потеряем почти треть оборота. Соответственно, нам надо обращать особое внимание на такие товары – следить за остатками, ценой, сервисом, продвижением.
Инструмент АВС-анализа в SelSup.
SelSup предлагает вам готовый АВС-анализ в разделе Аналитика — Отчеты.
Для этого вам необходимо поставить нужные вам фильтры по периоду, организации, маркетплейсу, категории, бренду и финансовому показателю. В результате вы сразу сможете оценить разбивку своего ассортимента по группам в зелёно-жёлто-оранжевых табличках и детально по артикулам проанализировать в таблице ниже или в выгрузке excel. Мы хотели бы дать вам немного подсказок по выбору фильтров:
- Если вы анализируете сезонные товары, например, ёлочные игрушки, то для анализа лучше выбирать период сезона (декабрь).
- Если вы хотите проанализировать весь свой ассортимент, неоднородный по различным признакам (категория, сезон и т.д.), то лучше выбирать более долгий период (полгода, год).
- Если весь ваш товар однородный и имеет слабо выраженную сезонность, то для анализа подойдет любой период.
- Если вы хотите проанализировать ассортимент по доле в продажах, то используйте, выручку, если вы хотите более чистый показатель вашего заработка, то используйте валовую прибыль. А лучше выгрузить excel и сравнить оба варианта группировок.