СТАТЬИ
Будь в курсе что происходит на рынке e-commerce. Внедряй новые фишки первым!
Самые последние обновления, как пользоваться всеми функциями для 100% успеха.

Термины и формулы в аналитике

Дата публикации: 17.04.2024
4 156
Время на прочтение: 13 минут
Дата обновления: 14.05.2026

В этой статье мы разберем основные термины, используемые в программе и расскажем как считаем.

Все формулы — прозрачны

Мы не прячем логику расчетов. Наоборот, мы даем вам полную возможность проверить и понять, откуда берется каждая цифра в отчете. Это наше ключевое преимущество —полная прозрачность.

Как легко посмотреть любую формулу?

  1. Наведите курсор. Просто подведите указатель мыши к названию показателя в отчете — и сразу увидите всплывающую подсказку с подробной формулой его расчета.
  2. Скачайте в Excel. При выгрузке отчета в Excel формулы сохраняются. Вы можете открыть любую ячейку и увидеть, из каких данных она посчитана.

Мы уверены: вы должны не просто получать цифры, а понимать их. Поэтому мы ничего не скрываем — вся аналитика у вас перед глазами.

Вверх

Термины раздела Цены

Закупочная цена - цена, по которой вы купили товар. В SelSup закупочная цена хранится для каждой партии (единицы товара), также хранится и в рублях, и в валюте.

Доп. расходы на товар - это те расходы, которые можно разделить на 1 единицу. Например, стоимость упаковки 1 единицы, стоимость стикеровки. Или стоимость доставки в разделе закупки или отгрузки по ФБО можно также разделить на товары и записать в доп. расходы на товар.

Себестоимость = Закупочная цена + доп. расходы на товар.

Цена товара в Селсап показывается до вычета СПП - это то же самое, что управлять ценами через ЛК маркетплейсов, только удобно и безошибочно.
Если вы хотите знать цену с учетом СПП (после СПП), то вам нужен инструмент репрайсер. Обратитесь к вашему менеджеру по вопросу подключения.

Что такое СПП? Это скидка постоянного покупателя для ВБ. В Озоне есть такой же инструмент - озон соинвест. У Яндекса также.

Вверх

Термины отчета PnL

Выручка = Продажа-Возврат.

Валовая прибыль = Продажа - Возврат - все расходы по продажам на МП - себестоимость - самовыкуп. То есть это прибыль ДО вычета налогов и прочих расходов.

Чистая прибыль = Валовая прибыль -Прочие расходы - Налоги

Прочие расходы берутся из «Доходы и расходы» и могут включать как расходы, так и доходы. Поэтому при прочих доходах чистая прибыль может быть выше валовой (и даже стать положительной при отрицательной валовой).

Маржинальная прибыль — это чистая прибыль без учета постоянных расходов (OPEX) и дополнительных доходов из раздела «Доходы-расходы».
При расчете маржинальной прибыли вычитаются только переменные расходы на товары: себестоимость, накладные расходы и налог.

Маржинальность = Валовая прибыль / Выручку. Считается в процентах. Может быть отрицательной, показывает эффективность продаж.

Прочие расходы - это расходы, внесенные в разделе "Доход/Расходы" - Зарплата, аренда, другие расходы. В Прочие расходы не суммируются расходы на закупку материалов, так как они учитываются при проставлении Закупочной цены.

Прочие расходы сейчас рассчитываются по следующей логике:
Расходы из Доходов-Расходов суммируются за месяц ДЛЯ ВСЕХ ОРГАНИЗАЦИЙ / на количество дней в месяце (високосный, 30,31 учитываются) = Прочие расходы за каждый день выбранного месяца.

Если в аккаунте несколько организаций, то берутся Продажи каждой организации и вычисляется коэффициент.
(Продажи по организации/Сумма продаж по всем организациям) за тот период, который выбран в интерфейсе.

Самовыкуп =  сумма за товар, который выкупил сам продавец. Пользователь может отметить операцию самовыкупом в Отчете по операциям с маркетплейса (раздел Аналитика- отчеты).

Налог = Выручка*Ставка налога (из раздела мои организации). Поддерживается только УСН "доходы".

Логистика - все, что относится к логистике.

Логистика по WB: Логистика по России, международная логистика, услуги Поверенного (выдача и возврат товаров на ПВЗ), НДС
Логистика по Ozon: плата за обработку и доставку: логистика (услуга FBO (без размещения)/услуга FBS(Маркетплейс Услуги селлеров), последняя миля, НДС) + плата за возвраты и отмены (Обработка возвратов, Обработка частичного невыкупа, Обработка отмененных и невостребованных товаров, Обратная логистика).

Вверх

Товарная аналитика (юнит-экономика)

Цветовая маркировка:

  • зелёный — показатель берется напрямую из отчетов;
  • синий — показатель рассчитывается по формуле в SelSup.
Вверх

Продажи и выручка

Показатель SelSup Что означает Формула / откуда берутся данные
Продажи, шт. Количество продаж товара за выбранный период.

Если продажи в штуках = 0, но в продажах в рублях есть сумма, это может быть компенсация брака или возмещение издержек по перевозке.

Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Возвраты, шт. Количество возвратов товара за выбранный период. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Продажи - возвраты, шт. [в Excel]

Выручка, шт. [в интерфейсе]

Чистое количество проданных единиц после вычета возвратов.
Продажи, шт. - Возвраты, шт.
Продажи в у.е. Продажи в условных единицах. Используется, если товар учитывается не только в штуках или есть пересчет в единицы измерения.
Продажи, шт. × коэффициент в у.е.
Возвраты в у.е. Возвраты в условных единицах.
Возвраты, шт. × коэффициент в у.е.
Продажи - возвраты, у.е. [в Excel]

Выручка, у.е. [в интерфейсе]

Чистые продажи в условных единицах после вычета возвратов.
Продажи в у.е. - Возвраты в у.е.
Отмены, шт. Количество отмененных заказов за период. Используется в формуле процента выкупа для Wildberries. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Продажи, руб. Сумма продаж в рублях за выбранный период. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Возвраты, руб. Сумма возвратов в рублях за выбранный период. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Продажи - возвраты, руб. [в Excel]

Выручка, руб. [в интерфейсе]

Выручка после вычета возвратов.
Продажи, руб. - Возвраты, руб.
Процент выкупа Доля выкупленных заказов с учетом возвратов и отмен. Wildberries:

(Продажи - Возвраты) / (Продажи + Отмены) × 100

Ozon:

(Продажи - Возвраты) / Продажи × 100

Если маркетплейс не выбран:

Продажи / (Продажи + Возвраты) × 100
Вверх

Расходы и выплаты маркетплейса

Показатель SelSup Что означает Формула / откуда берутся данные
Логистика, руб. Сумма расходов на логистику по операциям маркетплейса. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.

Для Wildberries в логистику входят:

  • логистика по России;
  • международная логистика;
  • услуги Поверенного: выдача и возврат товаров на ПВЗ;
  • НДС.

Для Ozon в логистику входят:

  • плата за обработку и доставку: логистика, услуга FBO без размещения, услуга FBS, последняя миля, НДС;
  • плата за возвраты и отмены: обработка возвратов, обработка частичного невыкупа, обработка отмененных и невостребованных товаров, обратная логистика.
Платная приёмка, руб. Расходы на платную приемку товара маркетплейсом. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Комиссия, руб. Комиссия маркетплейса по продажам. В Товарной аналитике в этом показателе также учитывается эквайринг. Берётся из Отчёта по операциям с маркетплейса.

На Wildberries комиссия может быть отрицательной из-за возмещения СПП: если СПП превышает комиссию, сумма превышения отражается как отрицательная комиссия или доначисление.


В комиссии также учитывается эквайринг.

Поэтому эквайринг влияет на показатели, которые зависят от комиссии: «Итого к оплате», «Средняя комиссия», «Валовая прибыль» и «Средний расход по продаже на МП».

СПП на WB, руб. Скидка постоянного покупателя Wildberries или ее компенсация площадкой. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.

Влияет на расчет комиссии и итого к оплате.

Штрафы, руб. Штрафы маркетплейса по конкретному товару.

Если штраф не привязан к товару, он отображается в строке «Без карточки».

Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Доплаты, руб. Доплаты или доначисления от маркетплейса. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.

Прибавляются в формуле «Итого к оплате».

Услуги, руб. Платные услуги маркетплейса. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Прочие начисления, руб. Прочие начисления от маркетплейса. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.

Прибавляются в формуле «Итого к оплате».

Платное хранение, руб. Расходы на платное хранение. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Реклама, руб. Расходы на рекламу. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
ДРР, % Доля рекламных расходов в выручке.
(Расход на рекламу, руб. / Выручка, руб.) × 100

Расчет производится только если Выручка > 0. Если выручки нет, значение ДРР не рассчитывается.

Средний расход по продаже на МП на 1 ед. товара, руб. Средний расход маркетплейса на одну проданную единицу.
Сумма расходов / (Продажи - возвраты, шт.)

Где сумма расходов:

Логистика + Комиссия + Штрафы + Услуги + СПП + Платное хранение + Реклама + Платная приёмка - Прочие начисления
Итого к оплате, руб. Сумма к выплате после вычета расходов маркетплейса и учета доплат/начислений.
Продажи - возвраты, руб.
- Логистика - Комиссия - Штрафы
+ Доплаты - Услуги
+ Прочие начисления - Платное хранение - Реклама - Платная приёмка
Вверх

Налоги

Показатель SelSup Что означает Формула / откуда берутся данные
Налог, руб. Налог по организации.
Выручка × ставка налога организации

На данный момент поддерживается только режим УСН «Доход».

НДС, руб. Сумма НДС, учитываемая в расчете. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Налог + НДС, руб. Итоговая сумма налога и НДС.
Налог, руб. + НДС, руб.

Используется в формуле расчета чистой прибыли.

Вверх

Себестоимость

Показатель SelSup Что означает Формула / откуда берутся данные
Себестоимость единицы товара, руб. Себестоимость одной единицы товара на момент выгрузки отчета.
Закупочная цена + дополнительные расходы на товар

На момент выгрузки отчёта SelSup.

Закупочная цена проданного товара, руб. Сумма закупочных цен проданных товаров. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Доп. расходы на проданный товар, руб. Дополнительные расходы, приходящиеся на проданный товар. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Себестоимость проданного товара, руб. Себестоимость проданных товаров.
Закупочная цена проданного товара + дополнительные расходы на проданный товар

Считается с учетом себестоимости товара на момент продажи, по схеме ФИФО. Если настройка ФИФО не включена, аналитика считается по последней себестоимости.

Кол-во не заполненных зак. цен, шт. Количество проданных единиц без заполненной закупочной цены. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса.
Вверх

Остатки

Показатель SelSup Что означает Формула / откуда берутся данные
Товарный остаток FBS, шт. Текущий остаток товара на FBS-складах. Берется из Отчёта по остаткам.
Товарный остаток FBO, шт. Текущий остаток товара на всех FBO-складах маркетплейсов. Берется из Отчёта по остаткам.
Общий товарный остаток, шт. Суммарный остаток FBS и FBO.
Товарный остаток FBS + Товарный остаток FBO
Товарный остаток в зак. ценах, руб. Стоимость текущего остатка в закупочных ценах.
Себестоимость единицы товара × Общий товарный остаток

Считается по текущей закупочной цене, без учета закупочной цены на момент поступления.

Вверх

Прибыль и эффективность

Показатель SelSup Что означает Формула / откуда берутся данные
Самовыкупы, шт. Количество единиц, отмеченных как самовыкуп. Берется из Отчёта по операциям с маркетплейса, по операциям, вручную отмеченным пользователем как самовыкуп.
Самовыкупы, руб. Сумма стоимости товаров, отмеченных как самовыкуп. Требует уточнения формулы.
Средняя фактическая цена продажи, руб. Средняя цена продажи после возвратов.
Продажи - возвраты, руб. / Продажи - возвраты, шт.
Фактическая наценка, % Наценка на товар. Требует уточнения формулы.
Валовая прибыль, руб. Прибыль до вычета налога и НДС.
Итого к оплате - Себестоимость проданного товара - Самовыкупы, руб.
Чистая прибыль, руб. Прибыль после вычета налога и НДС.
Валовая прибыль - (Налог + НДС)

Может совпадать с валовой прибылью, если налоговый режим не УСН «Доход».

ROE (Return on Earnings) [только в интерфейсе] Показывает, какая часть выручки остается в виде чистой прибыли после вычета расходов и налогов.

Как использовать ROE в работе:

  • масштабировать товары, у которых ROE выше;
  • выводить из продаж товары, у которых ROE стабильно ниже целевого значения, например ниже 5–10%;
  • проверять цену и расходы, если оборот растёт, а ROE снижается.
Чистая прибыль, руб. / Выручка, руб.
Маржинальность, % Доля валовой прибыли в выручке.
Валовая прибыль / Продажи - возвраты, руб. × 100

Если валовая прибыль или выручка ≤ 0, в Excel ставится 0.

Доля логистики в структуре выручки, % Какая часть выручки ушла на логистику.
Логистика, руб. / Продажи - возвраты, руб. × 100

Если выручка ≤ 0, ставится 0.

Доля в выручке, % Доля товара или группы в общей положительной выручке.
Продажи - возвраты, руб. / сумма положительной выручки по всем товарам за период × 100

Если выручка отрицательная, доля = 0.

Доля в валовой прибыли, % Доля товара или группы в общей положительной валовой прибыли.
Валовая прибыль / сумма положительной валовой прибыли по всем строкам × 100

Если валовая прибыль отрицательная, доля = 0.

Доля в товарном остатке, % Доля товара или группы в общей стоимости товарного остатка.
Товарный остаток в закупочных ценах / сумма положительных остатков в закупочных ценах × 100
Эффективность по выручке Сравнивает долю товара в выручке с долей товара в остатках.
Доля в выручке / Доля в товарном остатке

Если доля в остатке = 0, в Excel ставится 1.

Больше 1 — товар дает выручки больше, чем занимает в остатке.

Эффективность по валовой прибыли Сравнивает долю товара в валовой прибыли с долей товара в остатках.
Доля в валовой прибыли / Доля в товарном остатке

Если доля в остатке = 0, в Excel ставится 1.

Больше 1 — товар эффективен по прибыли относительно остатка.

Вверх

Как считается логистика в юнит-экономике

Логистика рассчитывается исходя из выбранного тарифа организации и габаритов товара. Тариф организации можно установить в разделе Настройки → Цены и акции → Организации.

При расчёте используются параметры, указанные в настройках, а также действующие правила маркетплейса для выбранной схемы работы. Подробнее о каждой настройке можно узнать в нашей статье.

Вверх

Формулы логистики Ozon:

Прямая логистика Ozon FBO = значение логистики из таблицы тарифов Ozon + наценка за нелокальную продажу (если есть) + стоимость доставки до места выдачи, руб.

Для расчёта логистики Ozon по схеме FBO сначала рассчитывается объём товара в литрах. Габариты берутся из карточки товара в SelSup, указанной на уровне размера. Если размеры не заполнены, используются данные с уровня модели.

Формула объёма:
(Длина в см. × Ширина в см. × Высота в см.) / 1000 = Объём в литрах

Далее по таблице тарифов Ozon определяется стоимость логистики в зависимости от объёма товара и цены продажи.

Если для кластера доставки действует наценка за нелокальную продажу, логистика увеличивается.

Формула наценки за нелокальную продажу:
Цена продажи × % наценки

Стоимость доставки до места выдачи, руб. можно посмотреть в настройках SelSup.

Пример расчёта:
Объём = 251050 / 1000 = 12,5 л
Стоимость логистики по таблице тарифов Ozon для такого объёма = 192 руб.
Наценка = 501 × 6% = 30 руб.
Стоимость доставки до места выдачи = 25 руб.
Итоговая стоимость логистики = 247 руб.

Прямая логистика Ozon FBS = логистика за объём и цену по таблице Ozon + стоимость доставки до места выдачи.

Важно: для FBS стоимость логистики зависит не только от габаритов, но и от цены товара. Для товаров стоимостью до 300 ₽ и свыше 300 ₽ Ozon применяет разные тарифные условия.

Обратная логистика Ozon для FBO и FBS = логистика за объём и цену по таблице Ozon.

Вверх

Формулы логистики Wildberries:

Прямая логистика Wildberries рассчитывается исходя из литража товара, коэффициента логистики склада, индекса локализации.

Обратная логистика Wildberries рассчитывается исходя только из литража товара. Коэффициент склада, индекс локализации и индекс распределения продаж в этом расчёте не применяются.

Для товаров до 1 литра стоимость логистики зависит от диапазона объёма:

  • от 0,001 до 0,200 л — 23 ₽
  • от 0,201 до 0,400 л — 26 ₽
  • от 0,401 до 0,600 л — 29 ₽
  • от 0,601 до 0,800 л — 30 ₽
  • от 0,801 до 1,000 л — 32 ₽

Пример для товара объёмом 0,85 л:
объём 0,85 л попадает в диапазон 0,801–1,000 л, значит базовая стоимость логистики составляет 32 ₽.
Если считать прямую логистику, к этой сумме применяются коэффициент логистики склада, индекс локализации и индекс распределения продаж.
Если считать обратную логистику, используется только базовая стоимость по объёму — 32 ₽.

Для товаров свыше 1 литра стоимость рассчитывается так:

  • 46 ₽ — за первый литр
  • 14 ₽ — за каждый дополнительный литр

Пример для товара объёмом 1,5 л:
первый литр = 46 ₽
дополнительные 0,5 л = 0,5 × 14 ₽ = 7 ₽
базовая стоимость логистики = 53 ₽.

Если товар продаётся со склада с коэффициентом логистики 120%, а индекс локализации равен 1,1, то:

Расчёт прямой логистики:
(46 ₽ × 1 литр + 14 ₽ × 0,5 литра) × 120% × 1,1 = 53 ₽ × 120% × 1,1 = 69,96 ₽

Расчёт обратной логистики:
(46 ₽ × 1 литр + 14 ₽ × 0,5 литра) = 53 ₽

Коэффициент склада и индекс локализации в расчёте обратной логистики не применяются.

Важно: В примерах использованы условные тарифы.  Актуальные ставки подставляются автоматически из настроек вашей организации в разделе Настройки → Цены и акции.

Логистика итого = ((доля выкупа × прямая логистика) + ((1 - доля выкупа) × (прямая логистика + обратная логистика))) / доля выкупа

    Давайте обсудим
    сотрудничество

      Как с вами связаться?

      Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время

        Как с вами связаться?

        Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время

          Заполнить заявку

          Заполните форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время

          Как с вами связаться?

          Расскажите о вашей площадке

          Название:

          Ссылка:

          Тип площадки:

          Размер вашей аудитории в месяц:

          Насколько знакомы с возможностями SelSup?

          Как вы планируете продвигать SelSup в качестве партнера?:

            Расскажите о вашем опыте использования Selsup

            Подписаться на рассылку
            Присоединяйтесь к списку наших подписчиков, чтобы получать последние обновления и статьи на ваш e-mail.
            Спасибо!
            Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.